Форум » Лекторий » Третий курс. Лекция № 3 » Ответить

Третий курс. Лекция № 3

Озерный Дух: Третий курс. Лекция № 4. Речевые ошибки. Автор: Лукомор Здесь нет Лермонтовых, нету Пушкина и Маяковский не обитает. Но всякий помнит, насколько красива их речь. Писать вы так навряд ли сможете, зато попробовать писать без нелепостей стоит. Ныне речевые ошибки то и делают, что гуляют во многих текстах. 1. Значение. А. Многие кирпичики здания речевых ошибок кладутся человеком по имени Не Знаю Значения. Например: костер распалялся, пылал. Значение слово «распалялся» совершенно не подходит тому смыслу, которое хотели заключить в данном предложении. Совет: не старайтесь нагромоздить текст красивыми словечками, которые «а фиг знает» подходят ли по смыслу. Б. Семантика. Слышали когда-нибудь? Пример: благодаря его смерти. Употребляется это произошедшее от глагола слово обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат. При употреблении в данном контексте явно видна нарушенная речевая норма. Лучше всего употребить здесь: в следствии, из-за и т.д. В. Основание деления. Пример: В лесу ты ближе знакомилась с жителями твоей страны – кентавры, гномы, единороги... Как можно заметить, до перечисления употреблялось число множественное, а после вдруг единственное. Следите за тем, сколько у вас чего там есть. Б. Неправильное употребление паронимов. Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Праздный и праздничный - похожие слова. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к «праздник»; праздный - не заполненный, не занятый делом. Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. 2. Лексическая сочетаемость. При выборе слов следует учитывать еще и лексическую сочетаемость. Не все слова друг с другом вяжутся, согласитесь. Иногда, текст, который держится на своем высоком аристократичном стиле можно сломать одним лишь впихнутым туда деревенским словечком. Или же слово просто является недопустимым по своему первородному значению. Пример: Начальник должен показывать образец своим подчиненным. Показывать образец у вас никак не выйдет, разве что пример. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон. 3. Многословие. А. Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир – это на память подарок, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Так же прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака. Б. Использование лишних слов. Лишних всего-то потому, что в данном контексте они не нужны. Пример: Тогда о том, чтобы вы могли сражаться завтра, об этом позаботится ваш тренер. В. Тавтология - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Пример: Случился случай. Г. Расщепление сказуемого. Замена глагольного сказуемого глагольно-именным. Допустим «убраться» - «произвести уборку». Пример: Мы решили произвести уборку двора. В обычном литературном тексте это смотрится слишком не умело, да и в глаза на раз бросается. 2. Неполнота высказывания. Данная ошибка многословию противоположна. Иногда просто не понятно, что хотел сказать автор, ибо мысль его оказалась не законченной. Или же предложение просто нелепо смотрится. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Какого слова не достает? 4. Фразеологизмы. Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Употребите неверно – получите ошибку. А. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. - Не понимайте фразеологизм буквально. Услышав «белая ворона», вы ведь не станете искать птицу данного цвета? - Ошибки иногда возникают в следствии изменения значения фразеологизмов: Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы". Б. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. - Видоизменение фразеологизма. 1. Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Существует фразеологизм отдавать отчет, а вышенаписанного фразеологизма не существует. 2. Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу. - Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

Ответов - 2

Dinka Rover: Писать вы так на вряд ли сможете Ныне речевые ошибки то и делает 0о

Пернатый Змей: Dinka Rover Эм, исправил) пасибо)



полная версия страницы