Форум » Лекторий » Третий курс. Лекция №2 » Ответить

Третий курс. Лекция №2

Пернатый Змей: Третий курс. Лекция №2. Пунктуация Автор: Лукомор Во-первых, коли ворд вам не помог, выражаю соболезнования, читать вам придется много. А лучше взяться за учебники русского языка с первого по одиннадцатый классы. И так, что же такое пунктуация? Это разделение речи с помощью знаков препинания (точка, запятая, тире, двоеточие, многоточие, точка с запятой). 1. Точка. Сперва уясним, для чего нужна точка. Точка обозначает конец предложения. Конец предложения – законченная мысль. К примеру: Вася написал отчет и пошел спать. Однако замечу, что есть один прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, прием называется парцелляция. Пример: Утро. Началось. 2. Запятая Для начала нужно запомнить, что без запятых текст – не текст вовсе, ибо теряется смысл. Например: Казнить нельзя помиловать. Совершенно не понятно, что в данном случае можно, а что нельзя. Запятая используется: 1. Для обособления (выделения): 1.1. определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением. Пример: старому гостю, хромому, хотелось пить. 1.2. обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно. Пример: Птица, высоко поднявшись, сделала мертвую петлю. 1.3. обращений. Пример: Эй, Петька, пошли в баню. 1.4. уточнений. Пример: Тем летом, седьмого числа второго месяца, мы были на Кипре. 1.5. междометий. Пример: Да что ты, блин, мне уши лапшу повесил? 1.6. вводных слов (или предложений). Пример: Он дал слово, следовательно, должен сдержать его. 2. Между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения. Пример: Катька пошла гулять, и я вместе с ней пошел (ССП); Вихрем пролетели между домов листья, когда усилился ветер (СПП); Летели листья, шумели ветки (БСП). 3. Между прямой речью и словами автора, если слова автора стоят после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире. Пример; «Я так хотел гулять пойти», - сказал он вчера. 4. При перечислении, то есть при однородных членах. Пример: Там были кусты, скалы, мелкие домишки и огромный баобаб. 5. Авторская запятая. Используется автором для акцента внимания на какой-нибудь детали. Допустим, я использую их часто. В последующем предложении я выделил временной отрезок. Пример: Когда-то, давным давно, я посетил то дивное место. 3. Двоеточие. 1. Двоеточие ставится перед перечислением, являющимся концом предложения: 1.1. Перед перечислением стоит обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова, например, как-то, а именно). Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов. 1.2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но читателя необходимо предупредить о дальнейшем перечислении. Пример: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки. 1.3. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово. Пример: И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства. 2.. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе: 2.1. Разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении. Пример: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. 2.2. Основание, причина того, о чём говорится в первом предложении. Пример: не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. 3. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание. Пример: И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки; Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 3.. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности — прямой вопрос или восклицание. Пример: Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь»; По окончании работы Пётр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?». 3. Тире. 1. в ряде случаев между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Пример: А гений и злодейство — две вещи несовместные. 2. между именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т.п. Пример: Уравнение Менделеева — Клапейрона. 3. между именами нарицательными, сочетание которых служит определением. Пример: Отношения учитель — ученик; проблема производство — человек — природа. 4. для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения. Пример: И опять побрёл по улице рикша — на этот раз к отелю. 5. для подчёркивания противопоставления. Пример: Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне — бросаться в многопенный вал, / Вам — зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал. 6. при именительном темы, тесно связанным с основным предложением. Пример: Дорога в дождь — она не сладость. Или в вопросительных предложениях. Пример: Парапсихология — это трюк или реальность? 7. между однородными членами при пропуске противительного союза. Пример: знание законов не желательно — обязательно. 8. между однородными членами для обозначения резкого и неожиданного перехода Пример: Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне. 9. перед обобщающим словом. Пример: И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской. 10. после перечисления, если им предложение не заканчивается. Пример: Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры. 11. интонационной паузы. Пример: Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь. 12. в стилистических целях после союзов и их сочетаний с частицами. Пример: …прилегла на камень и — уснула. 13. обозначения прямой речи. Пример: — Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол-Кунац, — менее всего подобает человеку. 14. в значении «от — до». Пример: поезд Москва — Севастополь; весна — осень; за первые десять — пятнадцать лет. 15. указания диапазонов значений; в этом случае его не отбивают и ставят вплотную к цифрам. Пример: 1941—45 гг., 30—40 грамм. 16. на месте пропущенных членов предложения и их частей. Пример: Всё лучшее — детям. 4. Точка с запятой. Если две части предложения уже нагромождены знаками препинания (встречается во всех видах сложных предложений). Пример: Летели, догоняя путников, мотыльки, бросались они в глаза; деревенский вот ветер никогда так не делал, он просто кружил подле сосновой рощи. 5. Многоточие. Многоточие обозначает чаще всего некоторую недоговоренность в тексте, когда автор направленно дает для ума пищу виде размышлений. Пример: И никогда плохо мне не было так… Знак, чаще всего, является конкретно авторским, т.е. в обычном деловом тексте он не настолько может быть важен. Источники: затерявшийся учебник русского языка восьмого класса, википедия.

Ответов - 0



полная версия страницы